Новая подборка от доцента #СПбГУ Андрея Аствацатурова, рассчитанная на медленное, вдумчивое чтение. На этот раз из готической литературы.
1. Гораций Уолпол «Замок Отранто» (1764)
По сути первый готический роман, взорвавший рациональную, понятную картину мира, которую нарисовало Просвещение. Сверхъестественные силы бесцеремонно вторгаются в привычный мир, показывая, что природа гораздо сложнее, чем ее мыслил человек. При этом сам человек, вопреки убежденности прогрессивных просветителей, оказывается слабой, пассивной игрушкой разгулявшихся стихий.
2. Анна Радклиф «Удольфские тайны» (1802)
Образец сентиментальной готики. Здесь нет ничего сверхъестественного, но зато умело нагнетается атмосфера страха и неизвестности благодаря хитро подвешенным загадкам, которые, впрочем, имеют вполне тривиальные разгадки. Радклиф, по сути, первая придумала саспенс, погрузив читателей в неустойчивое состояние неопределенности, которое человек всегда старается избежать. Автор может показаться излишне сентиментальной, многословной, нединамичной, но эти недостатки с лихвой компенсируются описаниями страшноватой, могучей природы, предъявляющей отвесные скалы, кручи, ледники, непроходимые леса и бурные потоки. Эта книга для гурманов, для тех, кто любит медленное чтение и старается распробовать на вкус каждую сцену.
3. Чарльз Роберт Мэтьюрин «Мельмот-скиталец» (1820)
Беспроигрышная классика британской готики, многоярусный роман со множеством сменяющих друг друга рассказчиков, с лихо закрученным сюжетом, с вывернутым наизнанку пространством и временем. Читать этот текст нужно внимательно, не торопясь, и тогда вы сможете погрузиться в атмосферу инфернального кошмара, а заодно оценить текст, вызывавший восхищение и вдохновлявший Пушкина, Бальзака, Оскара Уайльда и Булгакова.
4. Эрнест Теодор Амадей Гофман «Эликсиры Сатаны» (1815)
Романтический текст в готических декорациях. История обезумевшего монаха, принадлежавшего преступному роду, не сумевшего побороть искушение; история, где действуют двойники-убийцы, на самом деле оказывается серьезным разговором о природе творчества, всякого, и подлинного, вдохновенного, и лживого, имитативного.
5. Генри Джеймс «Поворот винта» (1898)
Великий стилист англоязычной литературы также отдал дань готике, сочинив один из самых загадочных текстов, предлагающий странную, не вполне человеческую оптику. Читая, ощущаешь, как постепенно стирается грань между реальным и ирреальными, и начинаешь понимать, что привычные координаты – всего лишь условность, которая едва ли может нам помочь.